«Абсолютно здоровых у нас нет»: как предприниматель из Уфы посвятила жизнь социальному бизнесу
Уфимской компании «Русфарт» 15 лет. Ее основная цель – трудоустройство людей с инвалидностью. Они производят подарочные, сувенирные коробки и другую упаковку.
В 1990-х годах Фаниса Каримова была предпринимателем: она покупала оптом в Москве кондитерские изделия и перепродавала их в Уфе мелким оптом. Но, как и многие тогда, прогорела в «черный вторник» в 1998 году на росте курса доллара. Устроилась работать в магазин сувениров из натурального камня начальником отдела. И очень переживала, что художественные изделия ручной работы, которые часто покупают в подарок, продаются в серой невзрачной «технической упаковке», не соответствующей содержимому. Как опытный бизнесмен Фаниса сразу увидела в этом перспективную нишу для бизнеса. Изучив рынок, она поняла, что конкурентов нет – подарочную упаковку в Уфе в то время никто не делал.
Не сразу, но все же она решила открыть свое дело. Дополнительным толчком послужило общение с подругой, инвалидом с рождения.
Люди важнее доходов
Производство компании «Русфарт» располагается в скромном подвальчике жилого дома в Черниковке – старом рабочем районе Уфы. Тут три цеха, склад и кабинет директора, который одновременно является выставочным залом образцов продукции. В компании трудятся 16 человек с инвалидностью и семь — без инвалидности.
В основном здесь работают люди с инвалидностью, приобретенной в результате перенесенных онкологии, полиартрита и других заболеваний. Есть глухонемая девушка. Обучение проходит в виде наставничества: опытные мастера или сама Фаниса учат новичков на практике. Первые два месяца новые сотрудники пробуют разные виды работ, и становится ясно, насколько они справляются и что у них выходит лучше всего.
Вначале все получают оклад 6,5 тыс. рублей за четыре часа — таков рабочий день у человека с инвалидностью. На старте зарплата небольшая, но к работникам лояльно относятся за пропуски по болезни. По словам Каримовой, некоторые проверенные работники приходят, когда могут: например, когда нет давления. Некоторые из-за болезни могут делать перерыв на два-три месяца, но люди здесь важнее доходов. Когда работать некому, а заказ срочный, Каримова сама клеит коробки: она может качественно и быстро сделать коробку любой сложности.
Если у сотрудника все получается хорошо и он может выдавать нужное количество изделий в нужное время, он переходит на оплату по выработке, которая сравнима со средней зарплатой по Уфе.
Возможность работать и зарабатывать
«Если честно, я не изучаю диагнозы, – рассказывает Фаниса. – Люди к нам попадают в основном по направлению от Бюро занятости, где их отбирают по способностям. Кто-то расскажет, а кто-то не хочет распространяться о своей болезни. Вчера звонила девушка: у нее нет инвалидности, но очень маленький рост. Ее никуда не берут работать, воспринимают как ребенка. Посмотрим, что она может. Если справится – пусть работает». Хозяйка невесело шутит, что «абсолютно здоровых у нас нет».
Родион Каримов– однофамилец Фанисы и один из молодых сотрудников – раньше работал оператором экструдера (станок для изготовления полимерной пленки из гранулированного сырья. — Прим. АСИ) на производстве полиэтиленовых пакетов. Но там Родион “не вписался” в бригаду: «Я оказался один непьющий. А оплата зависит от выработки всей бригады. Смена напьется, а оштрафуют всех, в том числе и меня. Как ни старайся, много не заработаешь. А здесь мне все нравится: и трудоустройство официальное, и Фаниса – хороший руководитель, добрый, с ней спокойно работать. Я за месяц освоил работу, нарезал картона, наверное, на жизнь вперед! Теперь вот бригадиром меня хотят сделать, а еще я буду обучаться работе на принтере”, – признается Родион.
Фаниса хотела бы брать на работу инвалидов-колясочников, но пока помещение не позволяет. Цех находится в подвале, здесь узкий вход и крутые ступеньки. Хотя такая категория инвалидности, как правило, наиболее подходящая для ручного труда. «Они и усидчивые, и руки работают, и голова соображает», — говорит Фаниса. В будущем, при расширении производства, потребность в доступной среде для колясочников обязательно учтут.
Гульнара Нафикова — социальный предприниматель и человек с инвалидностью, знакома с Фанисой Каримовой и ее предприятием давно. «Раньше я как специалист по трудоустройству людей с инвалидностью много лет направляла к ней соискателей. А сейчас заказываю у нее упаковку для своего социального бизнес-проекта «Уник-арт» и вижу, что там до сих пор работают некоторые из тех, «моих» людей. В Уфе «Русфарт» — это действительно одна из немногих возможностей для инвалидов стабильно работать и зарабатывать», — рассказала Нафикова.
Цветы, чай и сладости
Кроме льготной аренды, предприятие не получает никаких дотаций или субсидий, оно стабильно самоокупаемое, вовремя платит налоги и зарплату. Упаковку заказывают цветочные магазины – сейчас модно дарить букет в круглой коробке, производители крафтовых конфет и сладостей, различных хенд-мейд – сувениров, кукол, украшений, магазины чая в развес и многие другие.
По словам предпринимательницы, главная сложность – это сезонность работы, которая очень сильно выбивает из колеи: «Перед Новым годом были заказы, потом немного на День влюбленных, сейчас вот — на 8 Марта. А потом где-то месяц – провал, заказов нет. Делать впрок тоже не получается, невозможно угадать, что будет востребовано: сделали круглые коробки – нужны квадратные, сделали белые – просят розовые. Поэтому выход – получить крупный и стабильный заказ, чтобы работа была ежемесячно».
В августе прошлого года сотрудники компании успешно прошли обучение в Акселераторе социальных проектов Центра инноваций социальной сферы. Работа над проектом и поддержка профессионалов помогли принять решение участвовать в конкурсе и получить премию «Лучший социальный проект года в сфере социального обслуживания и реабилитации в Республике Башкортостан». В результате как лучший проект «Русфарт» получил возможность попасть в обучающую программу Фонда поддержки социальных проектов, проводимую совместно с Агентством стратегических инициатив в Москве.
«Много нового узнали, особенно как рекламировать, продвигать себя. Раньше мы стеснялись, не умели разговаривать с магазинами, предлагать свой товар. На обучении было задание – обзвонить 15 магазинов в городе и предложить свою продукцию. Удивительно, что большинство магазинов согласились и теперь берут у нас продукцию на реализацию. Благодаря этому мы удвоили среднемесячную выручку».
Раньше заказчиками были в основном постоянные клиенты, кто много лет уже сотрудничает с «Русфартом» или те, кто сам нашел контакты и пришел. Хорошо работают рекомендации довольных заказчиков. Даже менеджера по продажам в коллективе много лет не было.
«Вот девочки сейчас ворчат – коробка сложной формы, нестандартная, не хотят делать. Но никуда не денешься, нужно делать. Хотя заказчице нужно всего девять таких коробочек. Времени много тратим, но зато учимся такие коробки делать, набираемся опыта. А этот человек потом десятерым расскажет, сарафанное радио – наш основной канал», — рассказывает Фаниса.
Новые перспективы
Большие надежды связывает Фаниса с новым контрактом, который сейчас заключается с крупным московским производителем. Владелец бизнеса лично приезжал в Уфу, осмотрел производство, проверил качество на опытной партии коробок и выбрал «Русфарт» из нескольких претендентов. Этот контракт даст долгожданную стабильность: крупные, стандартные и регулярные объемы заказов.
На 2019 год на производстве запланированы изменения, например, открытие нового цеха до 1 тыс. кв. метров, в котором будет расположено оборудование и процесс производства будет разбит на стандартные операции, организован конвейер. Это позволит, во-первых, увеличить выработку, а во-вторых – создавать рабочие места различной степени сложности, чтобы работники с разным уровнем и формой физических ограничений и способностей могли быть трудоустроены. Фаниса очень хочет, чтобы это было помещение с доступной средой или с возможностью ее организовать: первый этаж, широкие дверные проемы, мало лестниц.
Планируется открыть новое направление – швейное производство. «Русфарт» будет шить оригинальное постельное белье, спортивную одежду, уже есть договоренности с потенциальными заказчиками. Кроме того, в будущем компания может открыть другие направления. Например, роспись телефонных чехлов, блокнотов, изготовление сувениров. Но это пока только мечты.
Конкуренты — сложная тема
«Была у меня одна многодетная семья, мама их поработала у меня год, всему научилась. Потом сказала, что поедет в отпуск, даже инструменты не все сдала. И пропала. А потом выяснилось, что они открыли такое же, как у меня предприятие, делают коробочки и даже одного крупного клиента с собой увели. Я долго переживала. Потом закупила вырубной станок, цветной принтер А1 для картона, теперь им меня не догнать. Они как от меня научились, так и делают, а я дальше ушла. Для меня эта ситуация стала «волшебным пенделем»», – признается Каримова.
Сегодня по технологии производства и качеству продукции компания «Русфарт» конкурентоспособна на уровне России. Сюда приезжали обмениваться опытом и заказывают партии коробок из Ижевска, Кирова и Москвы.
Олеся Шаркова, руководитель проекта «Wowbox– впечатление в подарок», рассказывает, что с «Русфартом» работает уже восемь лет: “Мы долго искали исполнителя, не скрою, что периодически рассматривали и альтернативные варианты, но каждый раз все равно выбирали эту компанию. Нужный цвет, нужный размер, нужное качество по адекватной цене нам обеспечить могут только здесь».
День Фанисы Каримовой расписан по минутам, много времени и энергии уходит сейчас на то, чтобы спланировать качественный, но безопасный переход предприятия на новый уровень развития. «Вечером впечатление, что я целый день в шахматы играла: этому позвонить, тому отвезти, машину с материалом встретить, налоги не забыть оплатить и т.д. Но нельзя бежать впереди телеги, иначе она тебя и задавит. А так рисковать я не могу, не могу этих людей оставить без работы, лишить их востребованности и самоуважения».
Материал подготовлен в рамках поддержки социальных предпринимателей — участников акселерационных программ Агентства стратегических инициатив и Фонда поддержки социальных проектов.