Родителям детей-инвалидов о порядке получения дополнительного отпуска

В конце 2019 года вступили в силу поправки в Трудовой кодекс РФ, позволяющие родителям детей-инвалидов брать дополнительные оплачиваемые отпуска – по четыре дня в месяц. Такой отпуск для ухода за детьми с ограниченными возможностями может брать один из родителей или сразу оба, но разделив четыре дня между собой. Работодатель должен оплатить эти выходные в размере среднего заработка. В Фонде социального страхования рассказали, как оформить такой отпуск и что делать, если работодатель не соглашается его дать.

Чтобы получить дополнительные оплачиваемые выходные родитель должен предоставить работодателю справку из бюро медико-социальной экспертизы, подтверждающую инвалидность ребенка, документы о месте жительстве ребенка-инвалида, его свидетельство о рождении, а также справку с места работы другого родителя. Если один из родителей не работает, то его работающий супруг или супруга должны предоставить работодателю документы, подтверждающие этот факт (например, справку из центра занятости о признании гражданина безработным).

В ФСС разобрали случаи, когда родители детей-инвалидов сталкиваются с трудностями при получении дополнительных выходных.

Вопрос. Я – мать ребенка-инвалида и хочу взять четыре дополнительных выходных дня для ухода за ним. Работодатель требует от меня справку с места работы отца ребенка. Я с мужем в разводе (есть свидетельство), в воспитании и уходе за ребенком он не участвует, мы не общаемся, поэтому место его работы мне не известно. Как мне действовать в данной ситуации?​

- Согласно правилам предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, при обращении за дополнительными выходными днями родитель предоставляет справку с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично, либо, что от этого родителя (опекуна, попечителя) не поступало заявления о предоставлении ему в этом же календарном месяце дополнительных оплачиваемых выходных дней.

Такая справка не требуется в случаях, если документально подтверждено, что другой родитель умер, признан пропавшим без вести, лишен или ограничен в родительских правах, находится в местах лишения свободы, пребывает в служебной командировке свыше одного календарного месяца или при других обстоятельствах, свидетельствующих о невозможности родителя осуществлять уход за ребенком-инвалидом. В случае если между родителями ребенка брак расторгнут, а у матери отсутствует информация об отце ребенка и возможность с ним связаться, то нужно сообщить об этом работодателю. В заявлении о предоставлении дополнительного отпуска нужно указать обстоятельства, свидетельствующие о том, что отец ребенка не осуществляет уход за ним и уклоняется от его воспитания. К заявлению необходимо приложить копию свидетельства о расторжении брака. При этом родитель несет ответственность за достоверность представленных им сведений, на основании которых предоставляются дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом.

Вопрос. Я проживаю с 16-летним сыном-инвалидом в частном доме. Для получения дополнительных выходных дней необходим документ, подтверждающий место его жительства. Управляющей компании у нас сейчас нет. Что делать?

- Документ о месте жительства (пребывания) ребенка-инвалида в случае отсутствия изменений места проживания ребенка, работник должен представить только один раз.

В качестве документа со сведениями о месте жительства можно предоставить паспорт ребенка с отметкой о регистрации по месту жительства, а для детей до 14-летнего возраста - свидетельство о регистрации по месту жительства.

В Фонде соцстраха напомнили, что детям-инвалидам положены технические средства реабилитации (ТСР). Узнать о них можно с помощью СоцПИНа (социальный персональный информационный навигатор для детей-инвалидов). Цель проекта «Социальный ПИН» - предварительное уведомление представителей детей-инвалидов о праве на обеспечение техническими средствами реабилитации. В рамках реализации проекта каждому ребенку-инвалиду назначается куратор, который разрабатывает индивидуальный план обеспечения ТСР и ПОИ. Этот проект ФСС реализует с 2016 года, а с 2020 года работает уже во всех регионах страны и помогает улучшить обмен информацией между семьями с детьми-инвалидами и Фондом. В начале года родителям и законным представителям детей-инвалидов направляется уведомление, какими техническими средствами реабилитации (ТСР) их ребёнок должен быть обеспечен в текущем году. Сообщается, какие виды ТСР положены до конца года, где и как их получить, а также адреса и телефоны регионального отделения и ответственного работника Фонда. По выбору родителей или законных представителей детей-инвалидов информация может быть предоставлена по электронной почте, письмом по почте, СМС или по телефону (домашнему или мобильному). Возможен и вариант через личный кабинет родителя на портале госуслуги.ру. Например, если есть информация, что в мае ребёнку полагается ортопедическая обувь, а чуть позже кресло-коляска, родитель может решить, когда удобнее получить то или иное изделие, прийти за каждым или получить чуть позже всё сразу. В уведомлении будут указаны и даты получения средств реабилитации. Также можно выбрать способ получения – например, заказать инвалидную коляску в Фонде и забрать ее в удобном пункте выдаче или купить изделие самостоятельно и получить компенсацию. 

Новости